Трудно поверить, что этот город в Средневековье был образцом чистоты морали, а в словаре XVI века без капли сарказма написано: «Женева - это идеальный мифический город». К истории мы вернемся, но сейчас давайте начнем свою экскурсию с правого берега Женевского озера, откуда взойдя на большой пароход поплывем по озеру, которая берет свое начало из швейцарских Альпов…
АВТОР: ДАМИР БАЙМАНОВ
Живем мы в мире симпатичного абсурда. В мире, где супы спасают города от захвата. В мире, где весну официально встречают по одному каштану. В мире, где ювелиры могут адаптироваться там, где позволено носить только одно обручальное кольцо. В мире с городами, где пылесосить в воскресенье запрещено под страхом штрафов. Кстати, весь этот мир сосредоточен в одной Женеве.
Женева небольшой город в Швейцарии, в стране, которая принципиально держит нейтралитет, но в то же время все жители должны в течение 24 суток мобилизоваться по первому призыву. Центр Европы, сногсшибательные пейзажи и фанатичная преданность защите экологии. Трудно поверить, что этот город в Средневековье был образцом чистоты морали, а в словаре XVI века без капли сарказма написано: «Женева - это идеальный мифический город». К истории мы вернемся, но сейчас давайте начнем свою экскурсию с правого берега Женевского озера, откуда взойдя на большой пароход поплывем по озеру, которая берет свое начало из швейцарских Альпов…
На самом деле, что бы ни говорили, но самая большая и известная ассоциация у меня с городом не фонтан на озере высотой 140 метров, а интересная история зарождения литературы ужасов. Ведь именно здесь родились монстр Франкенштейна и первый вампир. На пароходе мы проплываем перед холмом с шикарными виллами. Здесь, кстати самая дорогая недвижимость и место жительство олигархов из разных стран. В одной из вилл несколько лет подряд останавливался знаменитый английский поэт, лорд Гордон Байрон. Когда произошло извержение индонезийского вулкана Тамбора, Европу накрыло пеплом, дождь не переставал идти несколько дней. Поэтому лорду Байрону со своими друзьями пришлось коротать дни в этом особняке. Чтобы хоть как-то развлечься, Байрон предложил написать историю, от которой кровь стынет в жилах. Сам поэт ничего шедевриального не выдал также, как и его друг Перси Шелли. Но врач Байрона Джон Полидори написал первую новеллу о вампире, которая так и называлась, - «Вампир». А жена Перси - Мэри Шелли, как всем известно, пишет историю о безумном ученом, создавшем искусственного человека. Так знаменитые истории «Франкенштейн» и «Вампир» родились именно здесь - на берегах Женевского озера. И теперь, если вы пойдете либо в оперу, либо балет в Женеве, то попадете или на вампира, или на Франкенштейна. Третьего не дано. Сейчас правда эта вилла затерялась в лабиринте с другими особняками. Паломников, желающих увидеть этот писательский дом, много, но нынешний хозяин закрыл его для всяких посещений.
Женевское озеро заканчивается мостом. Дальше из озера вытекает река Рона. Мы не спеша переходим мост. Оглядываешься вокруг и понимаешь - ты находишься в Швейцарии: кругом либо страховые компании, либо банки, либо часовые предприятия. Крупный финансовый центр. Для олигархов, страна совершенно надежная, так как не вступает ни в какой конфликт. Деньги хранятся надежно. Однако что интересно, можно сказать, что вложенные в швейцарские банки сбережения практически находятся в минусе. Инфляции больше, чем процента. Да к тому же необходимо иметь достаточную сумму, чтобы банки приняли ее на хранение. Если раньше эта цифра составляла от 1 млн. франков (около 340 млн. тенге), то сейчас эту сумму снизили до 500-300 тыс. (170 млн. тенге).
В целом, в Женеве не все так, как в других европейских городах. В воскресенье ничего здесь не работает. Вы не найдете ни открытых магазинов, ни ресторанов, ни кафешек. Были предложения открыть хоть один круглосуточный магазин, но их отклонили. Правда, открытые магазины есть на вокзале и аэропорту. Учтите, если прилетите в субботу вечером, то до понедельника ничего вы не купите. Да в воскресенье все запрещено… даже пылесосить в квартире. Учтите, могут вызвать полицию, потому что нарушаете покой соседей. Мои собеседники говорят, что раньше полицию звали и за то, что ты громко смыл за собой унитаз ночью, но потом эту статью наказания решили отменить. А пылесосы, кстати остались. В выходной ты не имеешь права даже использовать газонокосилку: просто выпусти овечек на газон, чтобы они поели.
Мы проходим через трамвайные пути между уютными, тщательно вылизанными до блеска, зданиями романтизма. Кстати, отсюда ездит трамвай № 12 и он едет на границу с Францией. Просто какой-то анекдот, когда говоришь, что французы приезжают на работу на трамвае в Швейцарию. Женевцы говорят, что сами ездят во Францию закупать продукты подешевле. Да, это уровень жизни, такой жизни, которая граничит с утопией.
Но как Женева «докатилась» до такого состояния? Ответ идет из Средневековья. Мы поднялись на самую старую площадь города - Бур-де-Фур. Это главная ярмарочная площадь Европы в Средние века - скопление разных денег. В это же время, кстати, появляется первый банк, который принадлежал знаменитой итальянской семье Медичи.
Женева - это протестанский город. В 1536 году жители проголосовали за реформацию. После Варфоломеевской ночи протестанты спасаются бегством в Женеву. С собой они привозят книгопечатание, банковское и ювелирное дела,часовое производство. А я всегда думал, что швейцарцы все это создали сами…
Кстати, французский богослов, юрист Жан Кальвин - это главная фигура Женевы. Когда он берется за город, образ жизни здесь меняется на 100%. Кальвин запрещает игры в шахматы и карты. Нельзя танцевать, но если ты хочешь петь - пой религиозные песни. Можно делать две вещи - либо работать, либо молиться. При этом рабочий день составлял 12-14 часов, после которого человек идет в церковь. В Женеве было три основных храма. Каждый житель прописан к своей церкви, то есть приход отмечают. По правилам нужно успеть посетить не менее 17 проповедей в неделю. В воскресенье житель должен прийти в церковь с детьми. Кроме того, есть специальная служба, называется «консистория», которая приходит домой и смотрит соблюдаешь ли ты правила. И не дай Бог, они увидят у тебя дома украшения…
Протестантизм борется с украшательством. Со всех церквей убирается все роскошное. Я зашел в собор Святого Петра в Женеве и будто бы оказался в пещере. Обычно, такие храмы с такой атмосферой служили в качестве лазарета. Невольно голову посетили картины внутреннего убранства Собора Святого Петра в Ватикане, которого мне удалось посетить в сентябре прошлого года. Конечно, понимаю, размах не тот, но все же стремление католиков к роскоши в религии чувствуется явственно. А точка зрения протестантов весьма простая: в соборе ты не должен смотреть, ты должен слушать. Когда мы выходили из церкви, башенные часы пробили 6 часов. Кальвин во всех храмах вешает башенные часы. Час пробил, дверь в храм закрылась. Если человек не успел на проповедь несколько раз - заслужил выговор, штраф, потом исключение из коммуны. Кстати, это было не плохим спасением для ювелиров, потому что они в это время переключаются на часы. Ведь у протестантов носить можно было только обручальное кольцо. Конечно, часы могут быть роскошными, но у них есть функция - показывать время.
Реформа Кальвина сделала Женеву просто идеальным городом. Такой чистоты нравов не было больше нигде. Что интересно, в начале Кальвина выгнали из-за тиранических правил, но потом передумали и вернули его обратно. По сути, он не управлял городом, у него не было такой функции, он был лишь во главе пасторов. Но, так как он был человеком с юридическим образованием, совет города всегда поддерживал его предложения. Единственный раз, когда городской совет не поддержал Кальвина - это было предложение рубить головы за измены в браке. Вот так. Но продолжая тему действовавших правил, можно отметить то, что за отношения вне брака мужчину и женщину выставляли перед собором и закидывали всем, чем угодно, потом сажали в тюрьму и выписывали штраф. Причем этот штраф с каждым годом правления Кальвина увеличивался и дни, проведенные в тюрьме, тоже. Чистота нравов В Женеве была настолько показной, что европейцы приезжали в город, чтобы воочию увидеть, как это.
Но между тем, Кальвин вводит обязательное образование для всех, строит госпитали, в результате чего продолжительность жизни в Женеве сразу же скачет вверх. В соседней Франции люди наслаждались постоянными праздниками, а в Женеве единственный выходной - воскресенье, единственный праздник - Пасха, работать надо даже на Рождество. Наверное, этих аргументов уже достаточно, чтобы понять, почему Женева сейчас такая, какая есть. Правда, после Кальвина, все стало спокойнее, но отголоски остались. И когда вы будете в городе, эти отголоски вы увидите везде. Если все-таки по улицам города вы заметите красное Феррари, то скорее всего, она примчалась сюда с Ниццы.
Кстати, если вы решите приехать в Женеву, то спланируйте свое путешествие на 21-22 декабря. В эти дни женевцы отмечают национальный праздник - Эскаладу (от французского «лестница»). В самую длинную ночь войска герцога-католика Эммануила Савойского попытались взять штурмом крепостные стены вольного кальвинистского города Женевы, но женевцы смогли отбить коварное ночное нападение католиков. По идее первые лучшие 200 человек должны были перелезть через крепостную стену и открыть ворота, пропустив в город 2 тыс. вооруженных людей. Армии в Женеве не было, но все люди были с оружием. И так, в эту ночь все спят, не спится только одной женщине, некой матушке Руайом. Она варит суп в котелке. Дом у нее расположился около крепостной стены, и она увидела, что кто-то лезет. Недолго думая, она берет котел с супом и выливает на голову лезущего. Поднимается страшный крик и все просыпаются. В битве за Женеву город потерял 18 человек. И это самая крупная трагедия за всю его историю. Неприятели потеряли 80 человек.
Сейчас праздник Эскалада символизирует солидарность горожан перед лицом врага. Готовятся к нему целый год. Для этого даже в 1602 году было создано общество. Праздник веселый. Все одеваются в костюмы XVII века. Действо проводится в старом городе. Женевцы исполняют танцы того времени и едят явства тех лет. При этом каждый ресторан утверждает, что у него тот самый оригинальный рецепт супа матушки Руайом. Шоколадные магазины готовят шоколадные котелки. Самый молодой член семьи должен взять такой котелок, швырнуть его на пол и сказать: «Все враги Женевы умрут», а потом съесть его. На каждой площади гул: «Савойцы, вы умерли, а мы победили». А тот факт, что соседняя Франция - это и есть потомки бывших савойцев, в принципе, никого не волнует. И то, что сейчас жители Швейцарии скорее пацифисты, чем воины…
После городской ратуши, в которой уже 500 лет заседает правительство Женевы, я свернул в сторону парка каштанов. Здесь, кстати, растет официальный каштан города, по которому официально объявляют приход весны. И не удивляйтесь, эта традиция существует еще с 1818 года. В мэрии есть даже специальный секретарь, который каждый день выходит и смотрит не появился ли на каштане первый листочек. Когда он появится, значит в Женеве официально наступила весна. И об этом пишут в газетах. Женева - единственный город в мире, где весна наступает таким образом. Но вызывает улыбку даже не это, а тот факт, что официальный каштан выбирают всем городом, организовывая настоящую избирательную кампанию прямо как на выборах президента в большинства странах. Предыдущий каштан, кстати, объявил весну два раза - в марте и 29 декабря, когда неожиданно зима пришла теплая. Бедное дерево сразу назвали «каштан-дурак» и срубили. Выборы нового каштана проходили полгода. У дерева есть своя страница в Интернете. Вы можете посмотреть, когда в Женеве наступала весна.
Программа пребывания в городе была настолько насыщенной, что достопримечательности пришлось смотреть в экспресс-режиме, а некоторые вообще пропустить. Город по своей атмосфере не туристический. Он деловой, строгий. Вроде по всем законам логики эти улицы и здания должны стимулировать человека работать, работать и еще раз работать, но во мне Женева пробудило чувство расслабления. Это знаете, будто бы весь мир замер. Город стоит, а ты идешь среди людей, которые застыли, по улицам, где даже ветер стих. Кажется, что олигархи, приехав сюда думают: вот неплохо бы провести свою старость здесь. Среди этого абсурда, который вызывает добрую улыбку, и, который может дать фору любому произведению современного искусства.
По нашим меркам здесь все очень дорого. Жить на нашу зарплату или, упаси Боже, на пенсию, все равно что бомжовать. Было бы здорово один месяц пожить в традиционной женевской семье, которую, как говорят здесь, не встречали также, как и снежного человека. Просто чтобы посмотреть, каково это жить в этом городе, который ломает стереотипы и/или рьяно их хранит...
Write a comment
Асия (Friday, 21 July 2017 05:12)
Так интересно все описано, я как будто там побывала))
Жомарт (Wednesday, 22 August 2018 05:07)
Слушай, реально интересно написано. ;)